Дефектолог – это педагог, который поможет вашему малышу познать все или почти все из того, что он должен знать по возрасту, но не успел в силу особенностей своего развития. Дефектолог поможет компенсировать недостатки в развитии ребенка.
Дефектолог-логопед работает с детьми, имеющими проблемы с речевым развитием. Логопед корректирует и устраняет недостатки речевого развития, а при отсутствии речи стимулирует ее развитие. Также логопед помогает восстановить речь взрослому человеку, перенесшему инсульт или травму.
Дефектология – наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими и физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения. Дефектолог – понятие достаточно широкое. Дефектологами являются педагоги, специализирующиеся на работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. Последнее время термин «дефектолог» стали заменять термином «коррекционный педагог», но суть от этого не изменилась.
Прежде всего специалист тщательно изучает степень выраженности дефекта, проводит диагностику высших психических функций (мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение).
В зависимости от специализации дефектолога, он акцентирует внимание на слухе, зрении, речи, двигательных функциях, мыслительных операциях, особенностях эмоционально-волевой сферы и т.п.
После диагностики дефектологу необходимо определиться с направлениями коррекционной работы, выбрать нужные методы, приемы, разработать перспективный план коррекционного воздействия.
Для ребенка создаются специальные условия обучения, подбираются лечебно-оздоровительные мероприятия, при необходимости рекомендуются консультации у других специалистов (невролог, психиатр, отоларинголог, ортопед, окулист, ортодонт).
В своей работе дефектолог активно использует разнообразные методики, игры, упражнения. Как правило, методики и дидактический материал подбирается индивидуально под ребенка, исходя из его проблемы и возможностей. Длительность работы с ребенком определяется степенью выраженности дефекта и динамикой в процессе коррекции.
Даже после нескольких занятий иногда бывает сложно сказать, сколько их потребуется всего и уж тем более дать 100% гарантию устранения дефекта. Каждый случай индивидуален, и подчас можно говорить лишь о частичной компенсации дефекта.
Дефектолог может провести диагностику готовности ребенка к школе, диагностику усвоения программного материала. Крайне необходима помощь педагога-дефектолога учащимся младших классов школы, страдающих дисграфией и дислексией. Если Вам посоветовали занятия с дефектологом не нужно бояться этого слова. Дефектолог видит проблему ребенка и старается максимально скорригировать ее, используя различные методики.
✔ Развитие и коррекция внимания
— произвольное и непроизвольное внимание
— объем внимания
— устойчивость внимания
— распределение внимания
— переключение внимания
✔ Развитие и коррекция восприятия
— зрительное восприятие
— слуховое восприятие
— осязательное восприятие
— узнавание и называние предметов
✔ Развитие и коррекция памяти
— запоминание, сохранение, воспроизведение информации
— вербальная (словесная) память
— образная, зрительная (представление) память
— моторная (двигательная) память
— эмоциональная память
— кратковременная память
— долговременная память
— оперативная память
— репродуктивная память
— произвольная память
— непроизвольная память
✔ Развитие и коррекция мышления
— виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление
— операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение
— формы мышления: понятие, суждение, умозаключение
✔ Развитие и коррекция речи
— устная и письменная речь
— регулирующая, планирующая, анализирующая функция речи
— фонетическая сторона речи
— грамматическая сторона речи
— лексическая сторона речи
— интонационно-выразительная сторона речи
— словарь (активный и пассивный)
— синтаксическая структура (предложение)
— диалогическая и монологическая речь
— правильность произношения
✔ Развитие и коррекция моторики
— крупная и мелкая моторика
— координация движений (произвольность и целенаправленность движений)
— пространственная ориентировка
— удерживание равновесия
— быстрота двигательных реакций
✔ Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы
— умение выражать свои чувства
— адекватная оценка своих и чужих действий
— навык самоконтроля
— усидчивость и выдержка